Освоение космоса, человеком.

→ 21.10.2020


 
Проникновение человека в космос — естественный и логический шаг. Вслед за освоением водных просторов и атмосферы неизбежным было начало освоения космического пространства, которое стимулирует возникновение новых научных направлений в исследовании Земли и Вселенной. Однако вместе с этим освоение космоса может привести к весьма ощутимым техногенным воздействиям на окружающую среду, последствия которых трудно предсказать.
 
Ожидаемый результат не сможет компенсировать ущерб от духа соперничества в стремлении доказать всем свое превосходство. Проникновение человека во Вселенную должно находиться в согласии с развитием общечеловеческого сознания. Иначе своими поспешными устремлениями мы скорее разрушаем жизнь несовершенным разумом, удаляясь от главной цели — жить лучше и спокойнее, а не в вечной погоне, теряя себя как носителей добра и таланта.
 
Современный мир немыслим без космонавтики, достаточно сказать, что спутники обеспечивают точность работы навигационных систем во всем мире, а космические системы позволяют функционировать спутниковому телевидению, прогнозировать погоду, разведывать полезные ископаемые и т. п. Спутники раннего обнаружения ядерных взрывов и других техногенных катастроф позволяют получать информацию практически в реальном времени. Измерения которые провели с помощью спутников, космических зондов, направленных к Луне, Венере, Марсу и другим планетам Солнечной системы, словно раздвинули границы контактов Земли с мировым пространством.
 
Интенсивное освоение космоса может привести к ощутимым воздействиям на околоземную среду, последствия которых трудно предсказать. На различных этапах освоения околоземного пространства, нельзя забывать и об охране окружающей среды, так как в настоящее время одной из актуальных проблем является засорение околоземного космического пространства отработавшими верхними ступенями ракет-носителей и отслужившими свои срок космическими аппаратами, в том числе отделившимися или отстреленными от них в космосе элементами конструкции типа переходников, крышек, пружинных толкателей, пироболтов и т. п.
 
Существует и опасность столкновения в космосе. Уже отмечались случаи соударения работающих космических объектов с различного рода «космическим мусором».
 
С другой стороны, сама космическая техника способна также вызывать определенные возмущения в окружающей космической среде. Это происходит за счет поступления продуктов сгорания ракетного топлива в атмосферу при запусках космических аппаратов, за счет выбросов различных газообразных, жидких и твердых веществ с космических аппаратов при их функционировании на орбитах и при перемещении в космическом пространстве и т. д.
 

 
Имеющиеся на сегодня климатические данные уже достаточны для того, чтобы утверждать: человек действительно влияет на климат в глобальном масштабе, и это влияние только усиливается в последние годы. Температура не просто растет, а растет все быстрее и быстрее в течение всего XX в., и особенно стремительно — последние сорок лет. Однако имеющиеся данные показывают, что в настоящее время суммарное воздействие на атмосферу, связанное с космической деятельностью человека, значительно меньше влияния, обусловленного его хозяйственной деятельностью на Земле.
 
За счет сжигания топлива разных видов на Земле в атмосферу сейчас ежегодно поступает более 20 млрд т углекислого газа и свыше 700 млн т других газообразных соединений и твердых частиц, в том числе около 150 млн т сернистого газа. Последний, соединяясь с атмосферной влагой, образует серную кислоту, что может приводить к выпадению так называемых кислотных дождей, отрицательно влияющих на растительный и животный мир.
 
Озон разрушается, например, в результате воздействия водяных паров, содержащихся в большом количестве в продуктах сгорания ракетного топлива, а также оксидов азота, образующихся из азота и кислорода воздуха под действие высоких температур в факелах ракетных двигателей. И практически при полете любой ракетоносителей в озоновом слое образуется «окно».
 

 
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные наукическую нагрузку на окружающую среду. Например, процессы нейтрализации паров и жидкой фазы окислителя с помощью поглотителей, дожигание горючего в специальных аппаратах.
 
К эффективным методам снижения засорения космоса так же относится управляемое удаление с орбиты ступени после отделения космического аппарата и разработка программ выведения, при которых последняя ступень носителя не выходит на орбиту.
 
Часть спутников, в том числе и геостационарных, после окончания срока службы можно будет переводить с помощью бортовых ДУ на другие менее загруженные орбиты. Предполагается, что комплексирова-ние решаемых задач на борту перспективных космических аппаратов, увеличение срока службы спутников, конструктивные доработки космических аппаратов и разгонных космических блоков (исключающие отделение от них каких-либо элементов конструкции) снизят засоренность околоземного космоса.
 
Для уменьшения транспортных нагрузок на ближний космос и упорядочения работ по его очистке может быть предусмотрено создание орбитальных космопортов как своеобразных перевалочных баз для полезных грузов, выводимых с Земли и возвращаемых из космоса. Связь такого космопорта с Землей
 
будет обеспечиваться регулярными рейсами многоразовой транспортной космической системы, а межорбитальные перевозки — специальными буксирами. Более сложной задачей является организация сбора и удаления из космоса мелких частиц космического мусора. Но в ближайшем будущем проводить такие меры невозможно из-за больших энергетических и экономических затрат. Поэтому, пока очищение космоса происходит только естественным путем.
 
Околоземное пространство в целом представляет собой весьма динамичную и нестабильную систему, которая под влиянием внешних воздействий может переходить в неустойчивое состояние. Конечно, обострения этих проблем можно ожидать, по-видимому, лишь в следующем столетии, однако очень важно уже сейчас глубоко и тщательно изучать все виды антропогенных воздействий на космическую среду, анализировать экологические перспективы деятельности в космосе, поскольку пренебрежение требованиями экологии и охраны окружающей среды может, в конечном счете, свести на нет плоды технического прогресса.
 
Значит, наша задача показать ребёнку, человеку будущего, что мир новых профессий — это его мир! Мы должны ввести в курс дела нового человека нашего общества. Дать возможность понять школьнику, что его окружает, как всё устроено и, конечно же, показать все направления, в которых человек может себя реализовать. Как можно заинтересовать школьника, в изучении того нового, что нас окружает или будет окружать в ближайшем будущем? Заинтересовать теми исследованиями и достижениями науки, космонавтики, которые, помнению человека, никогда его не коснутся лично? Один из способов привлечь человека к теме — задать вопрос не прямо, освободить от оценивания его ответа, что выполнимо в рамках дополнительного астрономического практикума.
 
Задать вопрос так, чтобы человек начал рассуждать в своё удовольствие, начал бы решать проблему. Предложение школьникам решить судьбупланеты, определить нужность космонавтики и т.д. повлечёт за собой ряд реплик, обоснованных или необоснованных суждений, помогут школьнику почувствовать свою важность и авторитет, и, как следствие, желание решать и в дальнейшем различные проблемы, связанные с предметом. Рассмотрим пример организации проектной работы по исследованию современных достижений космонавтики.

Космос
Добавить комментарий: