Шеол, место захоронения. Ад.

→ 21.10.2020


 
В народе существует мнение, что ад представляет собой место для наказания грешных «бессмертных душ», или место для мучения тех, кто будет отвергнут в судный день. По нашему убеждению, Библия учит, что ад — это могила, куда отправляются все после смерти.
 
Древнееврейское слово «sheol», переводимое как «ад», означает «покрытое место». Так что, когда мы читаем слово «ад», мы не воспринимаем его точный полный перевод. По-библейски, это «покрытое место» или «ад» есть могила. Имеется много примеров, подтверждающих, что исконное слово «sheol» переводится как «могила». На самом деле, некоторые современные издания Библии редко употребляют слово «ад», переводя его более точным словом «могила». Несколько примеров, показывающих, что слово «sheol» переводится как «могила», должны опровергнуть народное представление об аде, как о месте, где горит огонь и производится мучение грешных:
 
В первоначальном тексте Библии еврейское слово шео́л и соответствующее ему греческое слово ха́дес встречаются более 70 раз. Эти слова упоминаются в связи со смертью. В некоторых переводах Библии они переданы как «могила», «ад» или «преисподняя». Однако в большинстве языков не существует слов, которые бы отражали точный смысл этих понятий. Поэтому в «Переводе нового мира» они последовательно переданы словами «шеол» и «гадес». Что означают эти слова? Давай посмотрим, как они используются в Библии.
 
В Экклезиасте 9:10 говорится: «В шео́ле — месте, куда ты пойдешь,— нет ни работы, ни замыслов, ни знания, ни мудрости». Означает ли это, что шеол — обычная могила, в которой, возможно, похоронен кто-то из наших близких? Нет. Поскольку, когда в Библии говорится о месте погребения, или могиле, в тексте оригинала используются не шео́л и ха́дес, а другие слова. Шеол также не означает могилу, в которой похоронено несколько людей, например семейный склеп или общую могилу.
 
Что же тогда подразумевается под словом «шеол»? Как показывает Библия, «шеол», или «гадес», гораздо обширнее, чем самая большая общая могила. Например, в Исаии 5:14 сказано, что «шео́л расширил свою душу и безмерно раскрыл свою пасть». И хотя шеол уже поглотил бесчисленное множество мертвых, он никогда не скажет: «Довольно!» (Притчи 30:15, 16). В отличие от буквального места погребения, которое может вместить лишь ограниченное число умерших, шео́л ненасытен. Шеол никогда не будет заполнен до конца. Он бездонен. Следовательно, шеол, или гадес,— это не какое-то буквальное место. Это условное понятие, которое означает общую могилу всех людей. Там находится большинство умерших.
 
Глубже вникнуть в смысл слов «шеол» и «гадес» помогает библейское учение о воскресении. Как видно из Библии, те, кто находится в шеоле, или гадесе, будут воскрешены. Из Слова Бога мы также узнаём, что в шеоле, или гадесе, находятся не только верные служители Иеговы, но и многие из тех, кто не служил Богу. Библия учит, что «будет воскресение мертвых, праведных и неправедных»
 

 
Вера в то, что ад — это место для наказания грешных, из которого они не в состоянии выйти, не может соответствовать этому стиху; праведный человек может входить в ад (могилу) и уходить оттуда опять. Осия 13:14 подтверждает это: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю». То же самое видим в 1 Коринфянам 15:55 в отношении воскресения при возвращении Христа. Подобно этому, в предвидении второго воскресения (см. Раздел 5.5) «и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них» (Откровение 20:13). Обратите внимание на тождественность со смертью, то есть, могилой и адом (см. также Псалом 6:5-6). Слова Анны в 1 Царств 2:6 предельно понятны: «Господь умерщвляет и оживляет (через воскресение), низводит в преисподнюю (sheol) и возводит».
 
Зная, что «ад» есть могила, следует думать, что праведные будут спасены от нее через их воскресение для вечной жизни. Таким образом, вполне возможно входить в «ад», или могилу, и позднее уходить оттуда путем воскресения. Высший пример этого показал нам Иисус, ибо «не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» (Деяния 2:31), потому что он воскрес. Отметьте тождественность между словами «душа» Христа и Его «плоть» или тело. Слова о том, что Его тело не было оставлено в аде, говорят, что оно было там какое-то время, а именно: оно было там в течение трех дней. И то, что Христос был в «аде» служит доказательством того, что это не то место, куда отправляются грешные.
 
Как хорошие, так и плохие люди отправляются в «ад», то есть, в могилу; Иисусу «назначали гроб со злодеями» (Исаия 53:9). Наряду с этим, имеются другие примеры, когда праведные люди отправляются в ад, то есть, в могилу. Так, Иаков «сказал: с печалью сойду к сыну (Иосифу) в преисподнюю” (“ад” [Бытие 37:35]).
 
 

 
Одним из принципиальных постулатов Бога является наказание смертью за совершенный грех (Римлянам 6:23; 8:13; Иаков 1:15). Раньше мы показали, что смерть есть состояние полной бессознательности. Она приводит к полному уничтожению, а не к вечному мучению (Матфейф 21:41; 22:7; Марк 12:9; Иаков 4:12), — это также верно, как гибель людей от всемирного потопа (Лука 17:27, 29), и как израильтяне умирали в пустыне (1 Коринфянам 10:10). В обоих этих случаях грешники умирали, а не подвергалисть вечным мучениям. Поэтому, невозможно, чтобы грешные подвергались наказанию вечного сознательного мучения и страдания.
 
Мы также показали, что Бог не вменяет грех в вину, и не приписывает его на наш счет, если мы не знаем Его слова (Римлянам 5:13). Те, кто находится в таком положении, будут оставаться мертвыми. Наказание, которое получат грешники — смерть, ибо такова расплата за грех. Следовательно, после прихода к судному месту Христа, им будет объявлено наказание, и затем они умрут опять. На этот раз они будут мертвыми вечно. Это будет «вторая смерть», о которой говорится в Откровение 2:11; 20:6. Эти людт умерли однажды смертью полного бессознания. Они будут воскрешены и осуждены при возвращении Христа, и затем наказаны вторичной смертью, которая, как и их первая смерть, будет состоянием полной бессознательности. Эта смерть будет продолжаться вечно.
 
Наказание за грех в этом смысле будет «вечным», то есть, не будет конца для смерти. Быть мертвым навсегда есть вечное наказание. Пример употребления такого выражения находим во Второзаконие 11:4, где дается описание уничтожения Богом армии фараона в Красном море, как вечное, продолжающееся уничтожение, в результате чего именно эта армия никогда не будет больше беспокоить Израиль: «Он потопил в водах Красного моря… и погубил их Господь (Бог) даже до сего дня».
 
 
Даже в ранние времена Ветхого Завета верующие понимали, что в последний день будет воскресение, после чего ответственные грешники возвратятся в могилу. Иов 21:30, 32 говорил очень ясно: «Злодей… отводится в сторону (то есть, будет воскрешен)… и его провожают (затем) ко гробам». В одной из притч о возвращении Христа говорится о возможности избиения в Его присутствии (Лука 19:27). Это едва-ли согласуется с идеей о вечном существовании грешников с сохранением их сознания и постоянным подверганием их пытками. В любом случае это было-бы в какой-то мере неразумное наказание — вечное мучение за дела в течение 70 лет. Бог не получает радости от наказания грешников; следует, поэтому, ожидать, что он не будет налагать вечное наказание на них (Иезекииль 18:23, 32; 33:11; сравните с 2 Петра 3:9).
 
Христиане-отступники часто ассоциируют «ад» с идеей огня и мучений. Это находится в резком противоречии с учением Библии об аде (могиле). «Как овец, заключат их в преисподнюю (ад); смерть будет пасти их» (Псалом 48:15). Этот стих подразумевает, что могила есть место для мирного забвения. Несмотря на то, что душа или тело Христа было в аду в течение трех дней, оно не подверглось тлению (Деяния 2:31). Это было бы невозможно, если бы ад был местом, в котором горит огонь. Иезекииль 32:26-30 дает картину могущественных воинов соседних народов, лежащих мирно в своих могилах: «Все пораженные, павшие от меча… которые с воинским оружием своим сошли в преисподнюю (в ад) и мечи свои положили под голову… и лежат они с… пораженными мечом и… с отошедшими в могилу». Это относится к обычаю, когда погибших воинов хоронили вместе с их оружием, положив под их головы мечи. Описанный таким образом «ад» есть не что-иное, как могила. Эти могущественные воины, все еще лежащие в аду (то есть, в своих могилах), едва-ли подтверждают идею, что ад есть место с горящим огнем.
 
Описание случившегося с Ионой также противоречит этому. Когда большой кит проглотил его живым «помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей… из чрева преисподней (ада) я возопил» (Иона 2:2-3). Здесь «чрево преисподней (ада)» сравнивается с чревом кита. Чрево кита было, на самом деле, «покрытым местом», что представляет собой точное значение слова «sheol», переводимое как слово «ад». Понятно, что это не было место с огнем, и Иона вышел «из чрева преисподней (ада)», когда кит изверг его. Это служило предсказанием о воскресении Христа из ада (могилы) — см. Матфей 12:40.
 
Однако, в Библии часто используется образ вечного огня, чтобы показать гнев Бога на грех, который приведет в конце концов к полному уничтожению грешника в могиле. Содом был наказан «вечным огнем» (Иуда 1:7), то есть, он был полностью разрушен из-за греховности его жителей. Ныне этот город лежит в руинах, погруженный в водах Мертвого моря; никоим образом он не охвачен сейчас пламенем, что должно было быть, если бы мы стали понимать слова «вечный огонь» буквально. Подобно этому, Иерусалим также был под угрозой вечного огня Божьего гнева, вследствие греховности евреев: «А если не послушаете Меня… то возжгу огонь в воротах его, и он пожрет чертоги Иерусалима и не погаснет» (Иеремия 17:27). Так как Иерусалим является обетованной столицей будущего Царства (Исаия 2:2-4; Псалом 47:2), то Бог не имел в виду, чтобы мы принимали эти слова буквально. Большие дома Иерусалима сгорали от огня (2 Царств 25:9), но этот пожар не продолжался вечно.
 

 
Подобным образом, Бог наказал землю Едом огнем, который «не будет гаснуть ни днем, ни ночью, вечно будет восходить дым ее; будет от рода в род оставаться опустелою… и филин и ворон поселятся в ней… и зарастут дворцы ее колючими растениями» (Исаия 34:9-15). Принимая во внимание, что животные и растения могли были существовать в разрушенной земле Едом, слова о вечном огне должны относиться скорее к Божьему гневу и полному уничтожению Им места, чем воспринимать их буквально. Неоднократно Божий гнев на грехи Иерусалима и Израиля сравнивается с огнем: «Изливается гнев Мой и ярость Моя на место сие (на Иерусалим)… и возгорится и не погаснет» (Иеремия 7:20; другие примеры в Плач Иеремии 4:11 и 2 Царств 22:17).
 
Огонь также ассоциируется с Божьим осуждением греха, особенно при возвращении Христа: «Ибо вот, придет день, пылающий, как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут, как солома, и попалит их грядущий день» (Малахия 4:1). Когда солома или даже человеческое тело, сгорает огнем, тогда все это превращается в прах. Невозможно, чтобы любое вещество, особенно человеческая плоть, горело в полном смысле вечно. Слова «вечный огонь», следовательно, не могут относиться в буквальном значении к вечному мучению. Огонь не может продолжаться вечно, если нечему гореть. Следует отметить, что «ад повержен в озеро огненное» (Откровение 20:14). Это означает, что ад не то же самое, что и «озеро огня»; это представляет собой полное уничтожение. В книге Откровение символически говорится, что могила будет полностью разрушена, потому что в конце тысячелетнего Царства Христа (Золотого века) смерти совсем не будет больше.

Статьи
Добавить комментарий: